Бижутерия Коко Шанель
История одной модной революции
«Мне наплевать на драгоценности. Они ничего не добавляют к радости жизни. Украшений должно быть много. Если они настоящие – это отдает дурным вкусом».
Именно так говорила неподражаемая Коко Шанель на заре своей славы. Очень скоро обычная портниха станет Великой Мадемуазель, кумиром миллионов женщин. Её идеи и проекты воплотятся в целую эпоху – эпоху Chanel. Коко Шанель - не просто талантливый модельер и художник. Она новатор и, как бы сейчас сказали, – очень грамотный маркетолог, способный предугадывать потребности рынка.
Сложно найти женщину в индустрии красоты, которая была бы так знаменита, как Шанель. Пожалуй, ещё ни одной женщине в мире моды не удалось превзойти славу Великой Мадемуазель. Её высказывания уже давно стали крылатыми фразами, которые цитируют модницы во всех уголках планеты. Она создала не просто стильные и недорогие украшения и одежду, она создала новый стиль – стиль Chanel, который жив до сих пор, несмотря на головокружительное многообразие современной моды. О ней не забыли. Шанель стала легендой. Сегодня не все знают, что именно Коко Шанель сняла с женщин тесные корсеты, одела их в элегантные костюмы из твида и джерси, научила носить элегантные брючные костюмы, придумала очаровательную сумочку на длинном ремешке, ввела моду на загар и на чёрный цвет в одежде. И самое главное – создала моду на бижутерию.
Наш рассказ - об украшениях Chanel. О тех самых браслетах и брошах, которые заставляют нас трепетать и восторгаться.
Каким образом Шанель удалось создать нечто такое, что перевернуло мир моды?
В чём секрет мировой славы бренда Chanel?
Почему Коко Шанель удалось вырваться вперёд и обойти всех конкурентов?
Что лежало в основе этой «модной революции»?
История знаменитого бренда Chanelначинается в 20-е годы ХХ века.
Это время резкого увеличения армии модниц во всём мире – появилось телевидение, первые журналы и фотографии. Всем хотелось быть красивыми и неподражаемыми, но украшения были доступны только самым состоятельным особам. Обычным женщинам 100 лет назад просто нечем было себя украшать! Наряды и образы небогатых женщин были однообразны и скудны. Остроту ситуации своевременно почувствовала Коко Шанель. Она одной из первых услышала требование многочисленной публики – стильные и демократичные по цене аксессуары стали жизненно-важной потребностью!
Великая Мадемуазель с присущей ей лёгкостью и дарованием начала в буквальном смысле ломать стереотипы, которые царствовали веками. Она заявила, что украшение – это не более, чем декоративный элемент, одна из деталей костюма, а не тщеславная демонстрация содержимого собственного кошелька. «Драгоценности, создаваемые ювелирами, наводят на меня тоску», – говорила Коко Шанель и предлагала новые и новые решения. С приходом Коко Шанель, для миллионов простых женщин наступила эпоха изысканной простоты и повседневного доступного шика. Каждая женщина могла играть образами и чувствовать себя неотразимой.
С 1921-го года Коко Шанель очень энергично берётся за изготовление недорогих драгоценностей из искусственных камней. Эти украшения она назвала «фантазийной бижутерией».
Основополагающие принципы её стиля в создании украшений – использование крупных камней, акцент на пропорциях, яркая декоративность с искусным сочетанием новизны и разнообразия.
Сама Шанель просто обожала аксессуары и носила их в большом количестве. Она стремилась на своем примере показать, насколько элегантно могут выглядеть украшения с искусственными камнями. Её бижутерия всегда была смелая, рельефная, театральная. Вместе с тем, она носила очень простую по фасону одежду, что придавало особенный контраст и шик всему её образу. Новаторские идеи Шанель добавили скромной одежде женственности и оригинальности. Благодаря ярким массивным аксессуарам, любая скромница могла легко перевоплотиться в стильную леди.
В 1921-м году Коко Шанель торжественно представила аудитории кардинально свежий подход к украшениям – бижутерию от Chanel в стиле ArtDeco. Украшения получили самую высокую оценку, и сразу стали главным трендом. Все модницы Парижа обратили внимание на мадемуазель и не пропускали ни одной её новинки. Когда в 1929-м году она закрепила брошь на берете, - на другой день так стали ходить самые модные и стильные француженки.
В чём секрет мировой славы бренда Шанель?
Разумеется, секрет успеха бренда Chanel в его создательнице. Коко Шанель – это не просто талантливый и предприимчивый модельер и дизайнер. Это очень яркая и харизматичная личность. Женщина с невероятной силой духа и таким упорством, перед которым не могли устоять многие прославленные кутюрье и успешные дизайнеры. Ведь именно с их помощью рождались на свет потрясающие коллекции Chanel. Вы спросите, а чем тогда занималась Великая Мадемуазель? Ответ очевиден – она руководила процессом! Все украшения, созданные под брендом Chanel, – это плоды её совместного творчества с талантливейшими и успешными мастерами мира!
Кто помогал Шанель в создании её фантастических коллекций?
Талант Великой Мадемуазель заключался не только в виртуозной популяризации собственной бижутерии, но и в умении привлекать к работе талантливых дизайнеров и мастеров. Над коллекциями Chanel с самого начала трудилось множество опытных и признанных в мире моды мастеров и даже целых ювелирных компаний. Успех Chanel – это талант, помноженный на революционный дух, на профессиональный опыт и зрелый утончённый вкус!
С первых дней работы к новому проекту Шанель привлекла своего хорошего друга – Этьена де Бомонта. В его задачи входила разработка эскизов украшений, а также разработка технологии их создания. Когда-то, давным-давно, Этьен стеснялся приглашать свою напарницу на свои великосветские приёмы, поскольку она была тогда самой обычной портнихой. Но в один момент всё изменилось, и вот уже он – её наёмный работник, консультант по разработке бижутерии Chanel. Для мадемуазель Шанель, Бомонт создал множество прекрасных образцов украшений – несколько видов длинных и коротких колье из разноцветного стекла и жемчуга, а также несколько потрясающих моделей браслетов и серёг.
Приложил свой талант к созданию дизайнерской бижутерии Chanel и сицилийский герцог Фулько ди Вердура. Совместно с итальянским аристократом и просто великолепным и опытным дизайнером, мадемуазель работала вплоть до 1937-го года. Прекрасные плоды их творчества демонстрировали первые европейские красавицы той эпохи – Грета Гарбо, Марлен Дитрих и другие.
Мадемуазель познакомилась с Вердура в 1925-м году в Венеции, на одной из роскошных вечеринок своих аристократических друзей. Талантливая Шанель сразу же отметила одарённость молодого дизайнера и быстро привлекла его в дело. Совместный эксперимент Шанель и ди Вердура ждал грандиозный успех. Именно ди Вердура был дизайнером легендарных серебряных браслетов с крупными мальтийскими крестами. Браслеты покрывала сливочно-белая и черная эмаль. В центре композиции – мальтийский крест из крупных и сочных по цвету камней. Однажды мастер обратил внимание на коллекцию подарков мадемуазель, которая регулярно пополнялась её богатыми поклонниками. Талантливый дизайнер ухватил в них ту античную строгость и импозантные византийские мотивы, которые так высоко ценились обладателями тонкого вкуса. С тех пор в стиль Chanel навсегда вошли броши и браслеты в форме огромных мальтийских крестов, украшенные яркими разноцветными кабошонами.
Герцогом ди Вердура было разработано ещё множество потрясающих украшений, выполненных в стиле Барокко и Ренессанс.
Заметное влияние на первые коллекции Chanel оказал правнук самого Виктора Гюго – дизайнер Франсуа Гюго. Ему принадлежит разработка эскизов самых различных украшений – это первые клипсы, броши, фантазийные гарнитуры и многое другое.
Мадемуазель Шанель трудилась, не покладая рук. Одновременно с созданием новых коллекций, было организовано множество выставок для демонстрации новых шедевров из мира бижутерии.
Вскоре завидное упорство, бесспорный талант и высокий профессионализм Великой Мадемуазель сделали своё дело. Недорогую дизайнерскую бижутерию стали ценить больше, чем украшения из драгоценных камней! Одним из главных составляющих успеха бренда, безусловно, стало участие в работе великих кутюрье и талантливых художников – опытных профессионалов, прекрасно осведомленных о вкусах и предпочтениях публики. Поэтому при выборе художественных направлений и материалов изготовления, вся творческая команда Chanel попадала сразу «в десятку». Украшения Шанель буквально взорвали ювелирный рынок и навсегда его изменили.
Любопытно, что Коко Шанель никогда не делала эскизов. При создании одежды она кроила прямо на манекенах! Создавая бижутерию, она также не пользовалась чертежами. Она моделировала (лепила вручную) их с помощью специального мягкого материала, в который вставляла камни и другие элементы композиции. Шанель видела почти готовое изделие и работала с образцом до победного идеала. Именно в таком виде модели новой бижутерии поступали в производство.
Огромный вклад в создание украшений Chanel внесли специалисты очень известной в начале ХХ-го века компании «Мейсон Грипуа» (Maison Gripoix), которая к тому времени уже прославилась своими изысканными ювелирными украшениями.
Владельцы ювелирного дома - супруги Грипуа, создали интересную технику работы со стеклом pate de verra и особый, очень милый натуралистичный стиль украшений с бабочками, пчелами и цветами. Коко Шанель и ювелиры Грипуа работали вместе практически всю жизнь и создали изумительные образцы бижутерии в стиле Ар-Нуво.
Примерно в это же время на свет появилась серия чудесных эмалевых брошей Chanel, инкрустированных горным хрусталем. То были броши в виде фигурок животных – кошечки, змейки, лягушки и другие очаровательные существа. Стильные женщины не смогли не заметить такую прелесть, и бренд стал раскручиваться ещё активнее.
Брошь занимала особое место в коллекциях Дома Chanel. Одна из крылатых фраз мадемуазель: «Если вы хотите собрать коллекцию, начинайте с брошей, потому что в большинстве случаев сможете использовать именно их. Брошь можно приколоть на лацкан пиджака, воротник или карман, на шляпу, ремень или вечернее платье».
Коко Шанель высоко ценила брошь за её многофункциональность и своеобразную независимость, считая это украшение визитной карточкой своего модного Дома.
Большой след в формировании стиля Шанель оставил молодой и очень одарённый стилист, художник и дизайнер Поль Ириб, с которым у мадам были ещё и романтические отношения. Он сподвиг Шанель ненадолго отойти от своей главной концепции и использовать в украшениях драгоценные камни. Благодаря ему, в коллекциях Шанель появились великолепные украшения с настоящими бриллиантами, которые высоко оценили поклонники дорогих камней.
Вместе они создали уникальную коллекцию ювелирных украшений Deamond Collection от CHANEL. Также с подачи Поля Ириба была проведена выставка бриллиантовых украшений Chanel, которая навсегда вошла в историю моды.
В ней были изящно обыграны вариации на 3 темы – звёзды, банты, и перья. Творческому и любовному тандему удалось создать иллюзию отсутствия креплений бриллиантов на украшениях. Огранка камней, также, была очень необычной – в виде треугольников, шестиугольников и трапеций. Все изделия представляли собой украшения-трансформеры – колье, броши и диадемы одним движением руки превращались в браслеты и кулоны. Обычное, на первый взгляд, колье, легко разбиралось на целых 3 браслета и шляпную брошь. Мадемуазель была как всегда в своём новаторском стиле! Даже классические и «скучные» бриллианты в её руках представляли собой «ноу-хау» своего времени. Украшения произвели настоящий фурор и вновь привлекли огромное внимание мира моды к бренду Chanel.
На выставке бриллиантовой коллекции Коко Шанель легко объяснила переменчивость своих взглядов: «Довод, который вначале побудил меня выдумывать искусственные украшения, заключался в том, что я находила их лишенными снобизма, и это в эпоху, когда слишком легко доставалась роскошь. Это соображение исчезло в период финансового кризиса, когда все способствовало воскрешению инстинктивного стремления к натуральности, которое возвратит забавной безделице ее истинную цену».
Chanel покоряет мир
Начиная с конца 50-х годов, наличие авторской бижутерии стало признаком хорошего вкуса и обязательным атрибутом для каждой стильной леди. Этот период можно условно назвать расцветом творчества Како Шанель. В 1950-1960-е годы – это время, когда ковался стиль Шанель. Потрясающим является факт, что было ей тогда уже 70 лет! Фантастический пример творческой жажды и вдохновения сделал эту женщину культом в мире моды ещё при жизни.
Великая Мадемуазель продолжала настойчиво верить в свои силы и опиралась исключительно на собственный вкус и вкус своих единомышленников, не обращая ровным счетом никакого внимания на то, что делали остальные ювелиры мира. А конкуренты у неё всегда были очень серьёзные. Но Шанель сделала ставку на аудиторию mass market и не прогадала. Её украшения стали носить тысячи и тысячи женщин. Она приучила их носить женские запонки со стильными мужскими рубашками, создала множество симпатичных золотых цепочек и стильных медальонов, жемчужных серёг и очаровательных браслетов.
В 1954-м году Шанель начинает очень удачное сотрудничество со знаменитым ювелиром Робером Гуссенсом, который одновременно сотрудничает с не менее прославленным брендом Balenciaga. Мадемуазель нисколько не смутил такой союз с дизайнером конкурентов – она была уверена в себе, умела ценить талант по достоинству, и это качество всегда приводило её к грандиозному успеху.
Гуссенс был большим поклонником византийских, этрусских и кельтских мотивов. Один из самых ярких образов его творений – браслет с грифоном, поглощающим лошадь. Сюжет повторяет скифскую вазу из коллекции «Эрмитажа». Шанель были по душе такие изыски. По этому поводу она любила часто шутить: «Мы никому не скажем, что это сделали сами. Скажем просто, что украшения были найдены при археологических раскопках на улице Камбон».
Сам Робер Гуссенс многократно признавался журналистам в том, что встреча с Коко Шанель – главная встреча в его жизни. Он был в восторге от всего, что она делает. У них было много общего: оба были страстными поклонниками античной культуры, а также всего того, что связано с роскошной и, вместе с тем, романтичной эпохой Ренессанса. Древнеегипетский и персидский стиль прослеживался не только в бижутерии, но и в дизайне мебели, скульптур, люстр и других предметов, которые выпускал дом Chanel.
Несомненно, это был союз двух больших талантов, в сотворчестве которых родилось множество великолепных украшений. Они первыми создали виртуозное сочетание бронзы с драгоценными металлами, соединили великолепие жемчуга и сияние горного хрусталя с ювелирным стеклом сочных оттенков. При этом в работе использовался только высококачественный материал. К примеру, цветное стекло Шанель покупала у ювелирного дома «Картье».
Именно Гуссенс был автором знаменитого «матросского воротника», который представлял собой переплетение тончайшей металлической сетки, покрытой эмалью. Такое сложное и элегантное решение удалось реализовать благодаря появлению в конце 50-х годов технологии гальванопластики. С помощью этого же метода, удалось «сплести» очень эффектные и запоминающиеся «серьги-гнёзда», а также роскошное металлическое платье из множества переплетённых между собой петелек, звеньев и цепочек.
Робер Гуссенс практически связал свою жизнь с домом Шанель. Их сотрудничество продолжалось вплоть до 70-х годов. В своих работах над костюмной бижутерией мастер по-прежнему развивал «византийский стиль».
В 60-х годах вышла замечательная серия ожерелий на цветочные мотивы, в которых был использован жемчуг, бусы, различные варианты изображений орлов.
Коко Шанель работала буквально до самого последнего дня своей жизни – до 10 января 1971 года. Все последующие продукты компании Chanel, разумеется, имеют только косвенное отношения к её легендарной основательнице. Современным покупательницам ювелирный дом Chanel предлагает как новые модели бренда, так и точные копии образцов украшений, которые создала Коко Шанель в соавторстве со своими талантливыми партнёрами.
В чём же главный секрет популярности бренда Chanel?
Почему Коко Шанель удалось вырваться вперёд и обойти всех конкурентов?
Вероятно потому, что Великая Мадемуазель просто боготворила украшения, и они отвечали ей взаимностью. А также потому, что она умела по достоинству ценить талант других людей. Ей удалось создавать удивительные творческие тандемы и союзы, в результате которых рождались особенные образцы украшений. Несмотря на постоянные финансовые сложности и жёсткую конкурентную борьбу, украшения от бренда Chanel были востребованы публикой всегда несравнимо больше других украшений.
Ещё одна хитрость Шанель, – она сама носила собственные украшения и делала это настолько стильно, что изделия бренда не нуждались ни в какой рекламе! Яркая и харизматичная мадемуазель вела активную светскую жизнь и всегда была желанной гостьей самых престижных мероприятий.
Стиль Chanel хорошо узнаваем и неподражаем.
Украшения Шанель до сих пор пользуются огромной популярностью во всём мире.