Восточные мотивы в украшениях
На протяжении многих веков в разных культурах формировался свой стиль и понимание моды. Отсюда и название «этнический» - от слова «этнос», народ. В современном мире это направление завоевало сердца огромной аудитории. Появилась возможность миксовать изо дня в день оттенки той или иной культуры, играть с образом и подбирать стиль под настроение. Этнические украшения отличаются необычным воплощением, многообразием форм и красок, которые словно магниты притягивают сердца модниц.
Один из основных мировых стилей этнических украшений - восточный. В данном направлении большей частью представлены украшения Индии, откуда берет истоки все ювелирное дело Востока.
Индия - страна песен, сладостей, цветов и волшебных орнаментов. Буйство красок в этой прекрасной стране поражает воображение. Такое великолепие находит яркое отражение в индийских украшениях. Ювелиры индийского эпоса заявляют свой стиль в изготовлении крупных, ярких и в тоже время гармоничных между собой произведениях. Крупные камни, переплетение в одном украшении разных сплавов металлов, большое количество кружевных фигур и главное - яркость цветового решения делают главный акцент в индийском стиле. Неповторимость и цвет — основные понятия, которые характеризуют восточный мотивы в украшениях.
Украшения этой красивой и загадочной страны формировались на протяжении многих веков и неразрывно связано с религией и обрядами, которые проводятся в Индии. Украшенные большим количеством камней, имеющие пестрые краски, этнические украшения способны сделать из женщины царицу, и своим присутствием выделить ее из общей массы.
Для индийского стиля свойственны большие украшения или скопление мелких украшений. Они создают целый каскад красок на том или ином участке тела. Чаще всего украшения имеют сплав нескольких металлов. Так как украшениям в Индии приписывается связь с тонким миром, то на многих из них выгравированы тексты священных писаний. Самые распространенные – «Om Mani Padme Hum», «Om Hamah Shivaya». Украшение становится не только элементом стиля, но и мощным амулетом.
Индийские украшения прекрасно сочетаются с такими линиями современной одежды как туники, афгани, сарафаны. Практически в любом стиле незначительное присутствие драгоценностей Индии подчеркнет яркость натуры и подарит прекрасное настроение.
В истории Индии украшения напрямую имеют связь с развитием культуры. В таких великих книгах как «Рамаяна» и «Махабхарата» мы можем наблюдать дорогу развития украшений, которые носили боги. В Индии существует книга «Ману» («Ману-смирити»), в которой перечислены обязанности мастеров ювелирного дела.
Самые первые находки украшений в Индии датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Раскопки в Мохенджодаро и других центрах долины Индра рассказывают об украшениях, сделанных вручную и очень популярных среди жителей. Уникальность изделий заключалась в том, что они представляли собой миллиметровые бусины из драгоценных металлов, обретающих форму длинной цепочки. С развитием центра культуры в Индии и распространением добычи натуральных камней, около 300 года до нашей эры в украшения ворвались драгоценные камни, ярче всех - алмазы. Индия превратилась в мирового поставщика натуральных камней.
Украшения Востока отличаются ярким, неповторимым, запоминающимся орнаментом. Для сережек характерно обилие ярких натуральных камней и цветочное исполнение украшения, а порой - ажурное переплетение из мелких минералов. Часто в кольцах и серьгах присутствуют натуральные камни пестрых цветов. Ожерелье в основном покрыто множеством повторяющихся элементов, несущих тайный и глубокий смысл.
В украшениях Востока, несмотря на филигранность исполнения, существует определенный сюжет и закономерность. Особенностью является то, что все изделия носят симметричный характер, в них отсутствует беспорядочность.
Индийские украшения создаются не только из дорогих камней и металлов. В этой стране принято смешивать между собой различные фактуры. К примеру, медь может прекрасно гармонировать с бриллиантами.
В Индии сложилось два основных направления производства украшений, которые отличаются друг от друга не только техниками, но и используемыми материалами: Минакар и Кундан.
Минакар — техника, которая включает в себя изготовление украшений с помощью эмалевых покрытий металла. Этот вид является традиционным индийским ремеслом. Издревле живет традиция: накладывать эмаль на золото и проверять тем самым свойства металла. Чем ярче изделие, тем качественнее золото. При изготовлении украшений для тела обычно используется золото, а для предметов интерьера — серебро. Цветовой спектр золотых украшений - безграничный. Техника их изготовления отличается трудоемкостью, поэтому лишь три фамильные школы «Минакар» работают в данном стиле.
Кундан — техника изготовления украшений из золота в основном 22 или 24 карата, дополненная присутствием драгоценных камней. Особенность такого стиля - самоцветы прикрепляются к металлу с помощью золотой фольги.
И существует еще один стиль, третий, который сочетает в себе два стиля, описанных выше — Мена Кундан. Такие ювелирные украшения одновременно наполнены богатством драгоценных камней и украшены цветовыми эмалями. Для предотвращения соприкосновения с кожей под украшение подкладывают бархат.
Помимо общепринятых украшений, женщины Востока украшают себя и такими национальными украшениями как кольца для пальцев ног, цепочки для лодыжек, «бинди» - украшение для лба, «тика» — для головы, серьги для носа, украшения для головных уборов — сарпечи.
Мир животных, птиц и растений практически всегда присутствует в индийском стиле. Например, цветок лотоса, листья священных деревьев, жасмин, Солнце и звезды. Сарпечи в основном изготавливаются в форме павлинов с рубинами, бриллиантами и изумрудами. В южной части Индии особое внимание уделяется украшению «тхали», имеющее форму цепочки из золота, дополненной различными формами подвесок. Это украшение используется в брачных церемониях как декор, и как талисман. В каждом украшении Востока, даже самом скромном, заложен очень глубокий смысл.
Символы в восточных украшениях олицетворяют самые различные блага:
- павлин привносит в жизнь владельца красоту, высокие чувства, бессмертие;
- рыбы подарят богатство и изобилие;
- змея — символ храбрости, быстроты, кармы, перерождения и бессмертия;
- лев — храбрость, сила, воля, независимость;
- слон — сила, спокойствие, гармония, мягкость, равновесие;
- цветок жасмина или чампа — плодородие;
- листья фикуса или пипал — символ изобилия и благосостояния.
В Индии уделяют огромную роль цветовому решению украшения. Каждый оттенок, как и символ, несет свою смысловую нагрузку:
- белый — горный хрусталь и алмаз — сила, Бог, чистота знания;
- синий — сапфир — мудрость, знание;
- желтый — золото — баланс, гармония, тепло, жизнь, бессмертие;
- оранжевый — топаз — воля, сила, знание, наука, познание;
- красный — рубин и гранат — любовь, преданность, высокие чувства;
- фиолетовый — аметист — Космос, Бог, религия;
- зеленый — хризопраз и изумруд — артистичность, творчество, обаяние.
По индийским украшениям можно прочитать книгу жизни о человеке. Так, например, ожерелье «мангал сутра» носят незамужние женщины, число браслетов отражает количество и пол детей, а металл, из которого изготовлено украшение — на принадлежность к определенному слою населения. Например, украсив щиколотку золотыми браслетами, женщина укажет на то, что она из высшего общества.
Своей необычностью, яркостью и форматом восточные ювелирные украшения вдохновляют ювелиров по всему миру. Знаменитый дом ювелирных украшений «Carrera y Carrera» выпустил линию украшений «Taj Mahal» с использованием элементов восточного стиля. К примеру, подвески и серьги выполнены из белого золота и украшены топазами голубого цвета и бриллиантами с элементами ярких перьев, окрашенных оттенками голубого цвета. Коллекция драгоценностей «Cartier» имеет прямую связь с Индией. Началась она со знакомства индийского махараджи Патиалы Бхупиндра Сингха и Луи Картье в 1926 году.
А известный бренд «Inde Mysterieuse» наполняет взор своей красотой исполнения в индийском стиле, где переплетены все техники ювелирного дела Востока. В коллекциях других ювелирных домов - «Boucheron», «Leon Hatot» или «Brumani» прослеживается оттенок индийской культуры, выделяющийся в цветочных композициях в украшениях.
Восточные украшения все чаще вытесняют на рынке деловой стиль. Многим людям хочется привнести в жизнь больше цвета, солнечного света, тепла. Люди ждут праздника, пусть даже и маленького. Восточные украшения, как никакие другие, способны поднять настроение, вдохнуть энергию и придать уверенности в своих силах.
Так как Индия — страна смешения различных культур и религий, то украшения носят не только эстетический характер, но и религиозный оттенок. Ими принято украшать храмы и фигурки богов, отдавая свою любовь божественному началу. Даже священные животные – коровы в Индии украшаются.
Издревле украшения в Индии символизировали божественное и материальное изобилие. Поэтому ювелирное ремесло могли себе позволить люди с большим достатком или королевские семьи. Махараджи и раджи постоянно соперничали на этом поприще с целью получить самые красивые и изящные украшения.
В индийских храмах во время проведения богослужения часто используют украшения, сделанные из натуральных материалов: ожерелья из сандалового дерева, четки для молитв и бусы из рудракши — рудракша-джапа-мала, сделанные из золотых и шелковых нитей. Эти драгоценности несут в себе великий божественный смысл.
Золотые украшения в Индии носит с удовольствием не только женская половина человечества, но и мужская. Преимущественно это серьги и браслеты. Тем самым мужчина подчеркивает в себе силу, волю и принадлежность к определенной касте.
В разных культурах Индии единственная личная собственность женщины — украшения из натуральных камней. Это то, что женщина может взять из дома после развода.
Драгоценности на Востоке считаются безопасными инвестициями, потому что легко продаются и покупаются. Люди придают большое значение в личной жизни именно украшениям, поскольку верят в целебные свойства натуральных камней и в защитные функции символов, изображенных на украшениях.
В Бенгалии среди колоссального количества разновидностей украшений, особое отношение - к браслетам, сделанным из железа, серебра и золота. Тонкое переплетение этих металлов, по убеждению местных жителей, наделяет владельца силой и здоровьем.
В разных регионах Индии, ювелиры называются по-разному. Сварнакара, панчаллар или тхаттан всегда имели особое место среди людей этой профессии. Уже на ранних этапах становления ювелирного ремесла, индийские мастера обладали индивидуальной технологией создания украшений, которая в корне отличалась от других стран мира. В небольших городках Востока украшения от начала до конца делал один ювелир, а в крупных регионах над изделием могла работать целая группа специалистов. Ювелир занимался образом украшения, готовил скелет изделия, чатера занимался гравировкой, кундансааз или джариа —огранял камни, минасааз украшал изделие эмалью. Каждая область Индии славится своим мастерством. В Ориссе и Андхра-Прадеше мастера специализируются по работе с серебром, в Джайпуре живут люди, которые профессионально занимаются искусством эмали или минакари, в храме Нагеркоил и Дели ювелиры делают изумительные золотые оправы с полудрагоценными и драгоценными камнями.
Разными видами серебряных ожерелий можно полюбоваться на прилавках в Раджастане, Гуджарате, Мадья-Прадеше и Химачал-Прадеше. Здесь представлены самые разнообразные символы, нашедшие отражение в украшениях: листья, цветы, птицы, бабочки, геометрические формы. Все они обрамлены проволокой разной толщины. Искусным движением руки ювелир вытягивает из смеси серебра со свинцом, словно паутинку, тонкую нить, которая вдыхает в каждое изделие уникальность и неповторимость, превращая его в шедевр ювелирного искусства. В Индии верят, что через действия человека с миром общается Бог и все творения — божественны.
Драгоценные украшения храма Нагеркоил поражают своей красотой. Золотые, украшенные красным и зеленым оттенком драгоценных камней, они считаются дарами Бога. И в современном ювелирном деле золото имеет наибольшее предпочтение. Серебряные украшения покрываются золотым слоем, что подчеркивает сияние и величество ювелирного дела Индии. В Ассаме в украшениях находит отражение местный растительный и животный мир. Серьги и ожерелья, выполненные из мягкого золота, искусно сочетают в себе прекрасные творения бездонного мира. Например, локапаро - две птицы, размещенные рядом друг с другом, или хона — отражение орхидеи. В Нагаленде делают бусы в виде человеческой головы с элементами в виде раковин, когтей и зубов животных, со вставками из натуральных камней. Можно еще долго продолжать описывать каскад произведений ювелиров Индии. Это нескончаемый поток воображения, берущий истоки у самой природы, пропитанный божественными помыслами.
Этнический оттенок Востока главенствует в моде вот уже сотни лет. Недорогие цены, простота исполнения и уникальность — причины, по которым выбирают именно этот мотив женщины всего мира. И какой бы стиль Вы не выбрали, будет уместно дополнить его восточной ноткой вдохновения. Главное - чувствовать себя в гармонии с внутренним миром.