Персия – великая древняя цивилизация, ныне носит название исламская республика Иран. В старину о Персии ходили легенды, как о сказочно богатой восточной стране. В этой стране когда-то жил весёлый мудрец Ходжа Насреддин, и из нее в Российскую империю привозили лучшие украшения из граната и других драгоценных камней.
Персидские шахи имели столько ожерелий, сколько дней в году – сохранились записи в исторических летописях Востока. Персия в Средние века славилась как страна, переполненная несметными сокровищами. Во дворцах правителей стояли серебряные деревья с золотыми ветвями, на которых восседали чудные птицы из чистого золота и серебра. Глаза чудо-птиц сверкали изумрудами и сапфирами, крылья усыпаны украшениями из хризопраза. Их длинные перья ярко горели разноцветными эмалями.
Персидские шахи преподносили русским царям роскошные подарки. Шах Аббас, к примеру, подарил Борису Годунову трон, выполненный из золота, практически полностью усыпанный красными рубинами, бирюзой и жемчугом.
Знаковым событием для жителей Петербурга времён царствования Анны Леопольдовны (середина 18 века) стало сватовство персидского шаха к царевне Елизавете. По улицам Петербурга от покоев персидского Надир-шаха Афшара к русскому царю шёл караван верблюдов, нагруженный сундуками с сокровищами. Везли бриллианты, золото, оружие, ткани, красивые ларчики, украшенные арабесками и многие другое. Особенно были потрясены петербуржцы караваном из 14 огромных слонов, которые прошли через весь город и выстроились вряд на дворцовой площади напротив Адмиралтейства. Таких подарков русским монархам никто никогда не преподносил.
Географически находясь в окружении сильных и более древних цивилизаций, персы долго искали свой стиль в искусстве. Им удалось создать нечто новое, ни на что не похожее ювелирное мастерство – торжественное, возвышенное, придворное. Персидские ювелиры создавали неподражаемые авторские украшения ручной работы .
Главная особенность персидского ювелирного сюжета – так называемые «ковровые» композиции, в которых нет ни единого пустого места. Всё пространство между камнями и узором заполняется зернью, нитями и другими мельчайшими элементами. Считается, что именно персидские ювелиры изобрели филигранные ювелирные техники, такие как плетение золотых нитей и зернь (припаивание металлических шариков). Именно из Персии в Старый Свет с караванами стали привозить фантастической красоты украшения с золотой зернью, которые потрясли европейцев, и мода на них обрела невиданные масштабы.
Персидские ювелиры одними из первых освоили искусство гравировки и создали шедевры из золота, украшенные гравировкой не только в виде диковинных птиц и животных, но и целых сцен сражений или охоты. На перстнях нередко гравировали изображение правителя на троне, а трон несли на себе крылатые кони – как символ бессмертия души великого шаха. Как и все мусульманские ювелиры, персидские мастера очень уважали перегородчатую эмаль. Их фирменный орнамент представлял собой коллекцию маленьких медальонов, в которых на растительных узорах присутствовали крошечные фигурки людей и животных.
В ювелирных сюжетах персы использовали не только изображения настоящих животных, но и образы выдуманных ими фантастических зверей. Придумывали необычных «комбинированных» персонажей. К примеру, известная птица симург имела пышный яркий хвост как у павлина, и фигуру с чертами собаки, льва и грифона. Это мифическое существо считалось птицей удачи для своего владельца. Среди персидской знати популярными были яшма, агат, халцедон – авторская бижутерия ручной работы из натуральных камней.
Персидские ювелиры трудились не только над украшениями, но и инкрустировали оружие, посуду, ларцы красивейшими растительными орнаментами, филигранью, зернью, драгоценными камнями. Все узоры были невероятно красочные и яркие.